График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 17:00 без перерывов и выходных
Адрес:
607657, Нижегородская область, г. Кстово, проспект капитана Рачкова, д. 17
Телефон
услуги адвоката по гражданским, административным и уголовным делам
коллегия основана в 1991 году
Главная \ Наши статьи \ Травма в общественном транспорте: что делать?

Травма в общественном транспорте: что делать?

Травма в общественном транспорте: что делать?
Назад к статьям
Травма в общественном транспорте: что делать?

Ежедневная дорога на работу или с работы для многих жителей области является настоящем испытанием: пробки на дорогах, набитый битком общественный транспорт.

Однако и на этом злоключения пассажиров не заканчиваются, ведь подчас рискованные маневры или стиль вождения водителей, в особенности столь популярных «маршруток», нередко приводит к травмам: синякам от удара при резком торможении, ссадинам, а иногда и к более тяжелым последствиям.

Так как же поступить в ситуации, когда обычная поездка обернулась получением ущерба для здоровья?

Совсем уж незначительные травмы большинство пострадавших оставляют «на совесть водителя» или в бранной форме выражают своё мнение о произошедшем.

Мы же разберём исключительно правовые способы разрешения данной ситуации, используя в качестве иллюстраций конкретные примеры.

В зависимости от того, признаёт транспортная организация  факт получения пассажиром травмы во время поездки или нет, возможны два варианта дальнейших действий.

Начнём с наименее вероятного варианта.

Ситуация 1. Транспортная организация (либо частник) признаёт, что травма была получена по вине водителя автобуса.

Одно из таких дел (№2-484/15) было рассмотрено Сормовским районным судом г. Н. Новгорода в июне прошлого года, где пожилая пассажирка во время поездки ударилась лицом о поручень из-за резкого торможения автобуса.

Результат удара — рассечение верхней губы и сломанный зубной протез. Такой вред здоровью признаётся лёгким, но для человека в преклонном возрасте может быть вполне существенным.

Пострадавшая прямо в день происшествия обратилась в травмпункт, где ей была оказана первая медицинская помощь и поставлен диагноз, то есть документально зафиксирован и характер, и причины травмы.

Водитель же был через некоторое время после произошедшего привлечён к административной ответственности.
Все эти доказательства, включая постановление о привлечении водителя к административной ответственности, позволили в дальнейшем в суде доказать причастность  транспортной организации, к полученным пожилой женщиной травмам.

Так как водителем рейсового автобуса все обстоятельства ДТП не отрицались, это упростило в данной ситуации задачу взыскания ущерба: были взысканы и стоимость изготовления протеза (за основу был взят план лечения, предоставленной одной из стоматологических клиник), и моральный вред.

Ситуация 2. Транспортная организация отрицает факт получения травмы на её транспорте.

Однако не всегда водитель бывает сговорчив, ведь травма пассажира – это стресс и для водителя, а в состоянии стресса все люди ведут себя все по-разному.

Например в августе 2015 года Ленинским районным судом рассматривалось №2-3709/15, где водитель маршрутного такси как раз настойчиво отрицал сам факт получения пассажиром травмы во время поездки. Однако суд принял сторону пострадавшей.

Что сыграло здесь ключевую роль?

После полученной при посадке травмы левой ноги пассажирка с помощью нескольких попутчиков вышла на следующей остановке, куда и была вызвана скорая помощь.

Именно сигнальный листок скорой помощи, справка из Ленинского травмпункта, листки временной нетрудоспособности, свидетельские показания других пассажиров и, что также важно, проездной билет, - всё это доказало причастность водителя автобуса к полученной травме.

Итак, при получении травмы в общественном транспорте:

1. Сообщаем о своей травме водителю. Независимо от состояния пострадавшего, водитель должен быть в курсе произошедшего ДТП.

2. Если состояние позволяет, то фиксируем произошедшее на фото/видео и самостоятельно добираемся  до травмпункта, либо вызываем и дожидаемся скорой помощи на ближайшей остановке.

3. Будет правильно в любом случае зафиксировать факт в ГИБДД, так как протокол осмотра места совершения административного правонарушения (в данном случае это, чаще всего, ст. 12.24 КоАП РФ), а в дальнейшем и постановление суда о привлечении к административной ответственности, будут напрямую свидетельствовать об обстоятельствах получения травмы.

Кстати суды признают, что в соответствии с п. 2.6 ПДД все меры по оказанию первой медицинской (включая, по необходимости, доставку в ближайший медпункт) и вызову ГИБДД должны предприниматься самим водителем.

Однако учитывая сегодняшнюю действительность, чаще приходится рассчитывать, прежде всего, на себя.

4. Заранее нужно позаботиться и о потенциальных свидетелях: опять же, если состояние позволяет, необходимо сохранить контакты очевидцев. Показания незаинтересованных в деле пассажиров могут положительно повлиять на исход дела.

5. В дальнейшем сохранять все документы, связанные с прохождением лечения: листки нетрудоспособности, чеки, квитанции, планы лечений и т.д.

Всё вышеперечисленное необходимо для предъявления требования

Деятельность перевозчиков в силу закона подлежит обязательному страхованию. Поэтому, как только Вы сели в автобус, в Ваших отношениях с перевозчиком всегда присутствует ещё один невидимый участник – его страховая организация.

Это означает, что с требованием о компенсации причинённого вреда необходимо сначала обратиться к страховой организации перевозчика в досудебном порядке в форме письменного заявления. С требованием о компенсации морального вреда обращаемся к перевозчику.

Как узнать, куда обращаться и как писать заявление?

В соответствии с законом перевозчик обязан предоставлять пассажирам как информацию о себе, так и всю информацию о страховщике (наименование, адрес, телефон и т.д.) путем публичного размещения этой информации (в месте продажи билетов, на самих билетах или на своём интернет-сайте).

Отсутствие либо отказ в предоставлении такой информации является грубым нарушением правил перевозки, поэтому если данные получить не удаётся – это повод для обращения в Ространснадзор или прокуратуру.

Кроме того, по закону перевозчик должен сам проинформировать пострадавшего о его правах и необходимых действиях для получения возмещения причиненного вреда.

Всё тот же Закон об обязательном страховании устанавливает обязанность пострадавшего для получения страхового возмещения самостоятельно подать в соответствующую страховую организацию письменное заявление о выплате возмещения, с приложением ряда документов.

В заявлении в страховую указываются: ФИО пострадавшего, описывается причинённый ДТП вред (в т.ч. с указанием времени и конкретного места события), все признаки транспортного средства (номер маршрута, госномер и т.д.), наименование перевозчика (напр.: ИП Иванов Иван Иванович – наименование перевозчика указывается в самом салоне транспорта), банковские реквизиты, куда пострадавшему будут зачислены деньги, дата и подпись пострадавшего.

К заявлению прикладываются копия паспорта и специальный документ о произошедшем ДТП, оформленный самим перевозчиком (по поводу второго можно не беспокоиться, если на руках имеется справка о ДТП, составленная ГИБДД, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи).

Независимо от решения страховой – обращаемся в суд

Принять решение о выплате или об отказе в выплате возмещения страховая компания должна в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов.

При этом, даже в случае добровольного удовлетворения требований страховой компанией, пострадавший пассажир не лишён права уже в суде потребовать от самого перевозчика компенсации морального вреда.

Кроме этого, страховая в такой выплате может отказать или просто оставить заявление без ответа.

В данном случае применим Закон «О защите прав потребителей», позволяющий заявить в суде требование о штрафе в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной потребителю. И даже если это требование не заявлено, то суд в любом случае должен будет взыскать его с ответчика при наличии на то оснований, как разъяснил Пленум ВС РФ.

Таким образом, в суде заявляются требования и к страховой организации, и к перевозчику.

К страховой:

  • Компенсация расходов на лечение (т.е. вреда, причинённого здоровью)
  • Пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы
  • Штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной потребителю со страховой.

К перевозчику:

  • Компенсация морального вреда
  • Штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной потребителю с перевозчика.


На практике часто допускается ошибка, когда пострадавшим пассажиром все эти требования предъявляются к одному только перевозчику. Это, к сожалению, приводит к отказу суда в удовлетворении всех требований, за исключением требования о компенсации морального вреда.

copyright © 2016 стажер Нижегородской коллегии адвокатов № 2 Махова Анна

TEXT.RU - 87.60%

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАПОЛНИВ ФОРМУ ЗАЯВКИ
Контакты
Телефон:
Адрес:
607657, Нижегородская область, г. Кстово, проспект капитана Рачкова, д. 17
я в соц. сетях: